Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Северный административный округ

Учим наизусть

Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма.

Выбирая стихотворение для заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту ребёнка. Подвижным детям больше подойдут ритмичные и весёлые стихи, а спокойным – размеренные, напевные. Для ребёнка важна мотивация. Хорошо, если стихотворение станет подарком кому-то.

Облегчить детям восприятие поэтических строк поможет предварительная работа, которую следует проводить в несколько этапов.

1. Прочитайте стихотворение эмоционально, с выражением (лучше наизусть).

2. Объясните ребёнку незнакомые слова.

3. Прочитайте стихотворение ещё раз медленно, расставляя смысловые акценты. Расскажите, кто автор стихотворения и когда оно было написано.

4. Покажите иллюстрации, которые нарисовал художник, и в это время прочтите стихотворение ещё раз.

5. Теперь можно приступать к заучиванию. Скажите ребёнку: «Давай выучим это стихотворение наизусть. Ты постараешься его запомнить, а я тебе помогу».

Большинство детей дошкольного возраста хорошо запоминают стихи на слух. Предложите ребёнку «включить в голове магнитофон», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Прочитайте зарифмованные строки (две или четыре), повторите их вместе с ребёнком, а затем предложите ему рассказать эти строки самостоятельно. Таким образом разучите каждый куплет, а потом прочитайте всё стихотворение целиком.

Дошкольникам с хорошей зрительной памятью присуще наглядно-образное мышление. Запомнить стихотворные строчки им поможет картинка – схема, которую показывают одновременно с чтением стихотворения, изобразить то, о чём в нём говорится, отделяя каждую строчку – картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности при этом не имеют значения, качество рисунков не влияет на продуктивность запоминания. Предложите ребёнку несколько раз повторить стихотворение по «картинному плану». Через некоторое время картинку – схему можно убрать.

Следующий приём заучивания целесообразно рекомендовать детям, которые основную часть информации воспринимают через ощущения и движения: им нужно не только услышать, но и потрогать, подкрепить запоминание двигательным актом. Повторяя стихотворение вместе с таким ребёнком, предложите ему класть в блюдо шарики (нанизывать кольца на пирамидку или бусины на леску). Например, строчка – шарик. Затем пусть вынимает шарики из блюда и повторяет стихотворение самостоятельно.

У некоторых дошкольников преобладает логическая память. После предварительной работы прочитайте первые строки стихотворения и предложите ребёнку своими словами рассказать, что было дальше. Если он остановился, зачитайте соответствующую строку текста и попросите продолжить рассказ. Затем предложите вспомнить, какими словами автор описал то или иное явление или событие. Таким образом ребёнок постепенно запомнит весь стихотворный текст.

Ура, стихотворение выучено! Теперь пусть ребёнок нарисует к нему иллюстрацию, а вы напишите на рисунке имя автора и название произведения. Из таких памяток – иллюстраций можно составить книжку, рассматривая которую ребёнок может вспомнить и прочитать наизусть выученные стихотворения.

Для того чтобы дети лучше воспринимали стихотворный текст, необходимо формировать у них чувство ритма и рифмы. Этому способствуют разнообразные игры и упражнения, которые вы можете проводить дома.

1. Для развития чувства ритма используйте музыку. Учите ребёнка воспроизводить музыкальный ритм хлопками или постукиванием.

2. Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.

3. Рисуйте узоры и орнаменты из повторяющихся и чередующихся элементов, создавая симметричные композиции. Вырезайте бумажные салфетки и снежинки.

4. Проводите с детьми словесные игры.

Предлагаем вам выполнить домашнее задание: проведите вместе с ребенком сказкотерапию: сочините вместе сказку и проиллюстрируйте её.

Выбираем и учим:

Осень


Если на деревьях

листья пожелтели,
Если в край далекий

птицы улетели,
Если небо хмурое,

если дождик льется,
Это время года

осенью зовется.

(М. Ходякова)


*********
Пришёл сентябрь с красками,
Коснулся листьев ласково
И деревце простое
Вдруг стало золотое.

(Н. Светлячок)


*********
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

(С. Маршак)


В ноябре и дождь и снег,
Лес стоит весь мрачный.
Знает каждый человек,
Что ноябрь — невзрачный.
В ноябре деревья спят
Прибит дождём осенний сад.
Дождик кончится. Потом,
Покроет снег своим ковром.

А. Усачёв


(А. Фукалов)

Снежинки

Ёжик смотрит на снежинки.

"Это, - думает, - ежинки...

Белые, колючие

И к тому ж - летучие".

Паучок на паутинке

Тоже смотрит на снежинки:

"Ишь какие смелые

Эти мухи белые!"

Заяц смотрит на снежинки:

"Это заячьи пушинки...

Видно, заяц - весь в пуху -

Чешет шубу наверху".

Мальчик смотрит на снежинки:

"Это, может быть, смешинки?.."

Не поймёт он, почему

Очень весело ему.

***

На свете так бывает,

Что только раз в году

На ёлке зажигают

Прекрасную звезду.

Звезда горит, не тает,

Блестит прекрасный лёд.

И сразу наступает

Счастливый Новый год!


Дед Мороз

– Кто в нарядной теплой шубе,

С длинной белой бородой,

В Новый год приходит в гости,

И румяный, и седой?

Он играет с нами, пляшет,

С ним и праздник веселей!

– Дед Мороз на елке нашей

Самый главный из гостей!


Снегурочкины дела

У снегурочки с утра

Новогодних дел гора.

Нужно снежной бахромой

Ей украсить лес родной.

Для зверят пирог испечь

И фонарики зажечь,

А потом на праздник к детям

В золотой лететь карете!


О. Киселева
Снеговик


Лепим мы снеговика,

Хоть работа нелегка.

Катим с другом мы вдвоём

Всё рас-тууу-щий снежный ком!

Раз - готов один комок.

Два - комок – его дружок.

Три - ещё комок возник –

Получился снеговик!

Глазки – это леденцы,

Нос его – морковка.

Мы сегодня молодцы,

Есть у нас сноровка!


Январь


Я – январь, я средний сын,
Лютой стужи господин.
Ну-ка, дети, не ленитесь,
Бегайте без передышки,
А не то не пожалею,
Превращу вас всех в ледышки!
Вы не слышали угрозы
Про крещенские морозы?
Закрывайте щёки, нос,
Пощипает их мороз!
А ещё я все окошки
Украшаю шторами –
Кружевными шторами
С белыми узорами!

(Н. Зубарева)


Рождество


Зимний день. Заветный праздник.
Пусть мороз январский зол, –
Он, как ряженый проказник,
Снова в гости к нам пришёл.

Распахнулись настежь двери,
Разгулялась суета.
Все, кто верит и не верит,
Славят мальчика Христа.

Старшие, расправив плечи,
Одобрительно кряхтят.
День и ночь витые свечи
Перед образом горят.

На глазах тут оживает
Русских сказок волшебство.
Всё ликует и играет –
Здравствуй, праздник – Рождество!

(Д. Попов)


Снегири


Ой, какие снегири
Цвета утренней зари,
На деревья сели
Яркой акварелью.
Черненькие шапки,
Тоненькие лапки,
Круглые пушочки,
Розовые щечки.
Флейтой засвистели,
Ух ты, полетеееели.

(М. Борина)


Метель

Заблудилась метель,
Рассердилась метель
И завыла:- у-у-у-! Замету у-у-у-
Ах, не вой, не вой, метель,
Не пугай, метель, детей!
Покажу тебе дорогу
У новогоднему порогу!
Дед мороз метель подругу
Взял под белую то руку,
И повел ее в леса.
Ну, скажу вам, чудеса,
Я увидела воочью,
Очень длиной зимней ночью!
Как мороз с метелью вместе,
Затянули дружно песню
Перед тем, как в лес уйти,
По волшебному пути!
Я за ними наблюдала,
И сама им подпевала,
И пока вы сладко спали,
Я для вас все записала.

(В. Щербакова)


Зимние картинки

Как снегурка, в шубке белой
Маша с горки едет смело.
Вася катит снежный ком –
Он решил построить дом.

Под окном Тамара с Федей
Лепят белого медведя.
Брат их, маленький Олег,
Чайной ложкой носит снег.

Лена катится на лыжах,
Оставляя ровный след,
А за нею Бобка рыжий,
Только лыж у Бобки нет.

На пруду каток хороший,
Лёд сверкает, как стекло.
На коньках бежит Алёша,
И в мороз ему тепло.

(Г. Ладонщиков)