Вспомним всех поименно 01.09.2020

Современная культура предлагает человеку образы будущего, в которых часто действует искусственный интеллект, способный заменить разум, чувства, отношения. Но какие бы картины виртуальной реальности ни рисовало нам воображение, хочется верить, что гуманистические ценности останутся неизменными, а развитие цифровых технологий не заменит людям чувства сострадания, честности, уважения и благодарности.

УГ - Москва, №35 от 01 сентября 2020. Читать номер Автор:

  • Мой район в годы войны

Весна 2020 года предоставила школьникам возможность окунуться в онлайн-реальность, увидеть и прочувствовать жизнь в дистанционном формате, а также использовать появившийся шанс нахождения новых способов взаимодействия с миром, что в свою очередь ведет к переосмыслению накопленного жизненного опыта и расширению границ кругозора.

Классный час «Мой район в годы войны», приуроченный к 75‑летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, проведенный педагогом-организатором А.Д.Темниковой для 8‑го класса кадетской школы №1784 имени генерала армии В.А.Матросова, стал отправной точкой увлекательного исследования в рамках национального проекта «Вспомним всех поименно».

На территории кадетской школы №1784 имени генерала армии В.А.Матросова был установлен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., переданный школе администрацией фабрики «Большевик» при реконструкции. На монументе из малинового гранита высечены имена 29 бойцов Красной армии и надпись «Подвиг ваш бессмертен». Монумент памяти и благодарности воинам Великой Отечественной войны – это доминанта всех главных событий кадетской жизни: здесь проходят принесение клятвы на верность Отечеству, награждение за выдающиеся заслуги, вручение знаков отличия, прощание со знаменем. Память о героях войны помогает кадетам и юнармейцам отряда «Юные пограничники» осознанно, с честью и гордостью продолжать дело людей старшего поколения – уроженцев Северного округа столицы. Герои войны, чьи имена высечены в камне, будут уважаемы и чтимы, пока память о них жива в сердцах потомков.

Время скрыло от нас историю создания памятника, судьбы людей, чьи имена высечены на гранитной плите, нам неиз­вестны.
Дистанционная форма проведения классного часа позволила кадетам и юнармейцам посмотреть на уже знакомый памятник другими глазами, увидеть в привычном объекте городской среды, мимо которого лежит ежедневный путь в школу, предмет, заслуживающий личного внимания и интереса. Чувство гордости и исторической памяти, соединенное с присущим подростковому возрасту стремлением к поисковой деятельности, заставило ребят начать историческое исследование судеб героев, их боевого пути.

– На онлайн-встрече мы говорили об участниках Великой Отечественной войны, которые жили и работали в нашем районе. Для меня было удивительным понять, что в своей повседневной речи мы говорим об участниках войны обобщенными словами. Телеведущие и учителя называют их героями, поколением победителей, воинами, солдатами, защитниками. Когда мы обсуждали участие жителей района Беговой, места, где я родился и вырос, в войне, я понял, что каждый солдат – это человек со своим именем, у которого были адрес, где он жил, семья, которая его ждала с фронта, – рассказывает участник проекта Андрей К.

Его товарищ Иван П. делится своими впечатлениями:
– Я живу в районе Беговой с 5 лет. Когда обсуждали участие жителей нашего района в войне, я подумал, что старушки, которые сидят на лавочке в нашем дворе, могли быть детьми, которых отцы оставили и ушли на фронт. Отец моей бабушки тоже не пришел с войны.

В результате проведенного классного часа кадеты предложили внести имена героев, высеченные на школьном мемориале, в списки участников ВОВ на портале «Бессмертный полк» и принять участие в национальном проекте «Вспомним всех поименно». Для внесения полноценных сведений о героях войны ребята провели исследовательскую работу под руководством педагога. Особенностью данного исследовательского проекта стал дистанционный формат работы, что является новым методическим подходом к организации проектной деятельности учащихся.

– Нас в группе ребят, которые заинтересовались данным исследованием, оказалось 5 человек. Для общения по данной теме и обмена найденной информацией (документы, ответы на запросы, фотографии) мы использовали ресурсы Яндекса, – рассказывает Виктория И., ответственная за техническую организацию дистанционной работы.

– Цель нашего исследования – получить максимум информации о судьбах людей, чьи имена высечены на памятнике, расположенном на территории нашей школы, и внести имена героев в базу данных «Бессмертный полк», – говорит инициатор проекта Андрей К.

Мама Андрея К. помогает ребятам в исследовании:

– Наша семья ежегодно участвует в шествии «Бессмертный полк» с портретом нашего дедушки Николая Алексеевича. Для ребят люди, о которых они ищут информацию, воссоздают историю, их жизни стали близкими.

Подвиг народа

Находясь в домашних условиях, кадеты работали онлайн в режиме реального времени на ресурсах Яндекса. Они составили картотеку участников Великой Отечественной войны, чьи имена высечены на мемориале, с помощью системы папок на Яндекс.Диске. Общий доступ к папкам позволил исследовательской команде одновременно работать со всеми имеющимися материалами, добавлять найденные документы и фотографии. Для совместной работы по анализу и систематизации информации ребята использовали Гугл-таблицы и Гугл-документы, для общения между собой пользовались Яндекс-мессенджером, позволяющим обмениваться текстовыми, аудио-, видеосообщениями, а также организовать видеоконференцию.

Для поиска информации учащиеся наметили два направления: мониторинг уже имеющейся информации в школьном музее и в архиве районного совета ветеранов, а также изучение материалов и документов в оцифрованных электронных архивах, открытых источниках сети Интернет, на порталах «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа».

– Мы искали возможные подсказки, указывающие на то, что человек мог иметь отношение к району Беговой, Северному округу Москвы или работать на кондитерской фабрике «Большевик», а значит, вполне вероятно, именно его имя высечено на школьном мемориале, – говорит о процессе поисковой работы Илья Л.

В результате дистанционной работы были выявлены имена и судьбы людей, жителей Северного округа Москвы, память о которых увековечена в камне. В ходе исследования ребятам удалось связаться с дочерью главного инженера фабрики «Большевик» довоенного времени Николая Васильевича Крещенова. Беседа с Неллей Николаевной Крещеновой прошла в формате онлайн-конференции в Zoom, в которой приняли участие кадеты 7-9‑х классов, юнармейцы 5-6‑х классов, педагоги школы. Нелля Николаевна поделилась своими воспоминаниями об истории района Беговой, рассказала о боевом пути Н.В.Крещенова, поделилась фотографиями и копиями документов, относящихся к биографии ее отца. Участники встречи заручились обещанием Нелли Николаевны встретиться в стенах школьного музея.

Проект предполагает дальнейшую работу. Школьники планируют создать отдельный интернет-ресурс, посвященный героям Великой Отечественной войны, где будет размещена информация о судьбах самих участников боевых действий, о боевом пути фронтовых подразделений, в составе которых они воевали, размещены документы и фотографии. Ребята надеются, что смогут найти и организовать встречу родственников участников ВОВ, имена которых высечены на каменной стеле во дворе кадетской школы №1784 имени В.А.Матросова.

Коллектив кадетской школы №1784 имени генерала армии В.А.Матросова

Материал взят с сайта "Учительская газета"