Алгоритм организации обучения по основным образовательным программам общего образования в очно-заочной форме
(обзор нормативных документов)
Образовательные организации реализуют очно-заочную форму обучения в соответствии с требованиями нормативных документов (приложение 1):
7. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
Для реализации очно-заочной формы обучения по основным образовательным программам общего образования образовательная организация:
1. Разрабатывает и утверждает локальные нормативные акты (или вносит дополнения в существующие акты) по следующим вопросам:
- организация обучения в очно-заочной форме на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и санитарно-эпидемиологических требований;
- реализация текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в очно-заочной форме, участие в независимой диагностике качества образования с использованием ресурса Центра независимой диагностики Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования»;
- зачет образовательных результатов, полученных в других организациях;
- выбор и изменение формы обучения (очной, очно-заочной, заочной);
- использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на основе ресурсов Московской электронной школы (далее – МЭШ);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов;
- количество занятий и консультаций, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися в очно-заочной форме;
- условия ликвидации академической задолженности обучающихся.
2. Размещает локальные акты, регламентирующие реализацию обучения в очно-заочной форме, на официальном сайте для ознакомления родителей (законных представителей) обучающихся.
3. Принимает письменные заявления родителей обучающихся об организации обучения в очно-заочной форме.
4. Проводит инструктаж педагогов и управленческой команды о выполнении требований федеральных государственных образовательных стандартов и локальных нормативных актов при реализации очно-заочной формы обучения.
5. Создает в электронном журнале МЭШ необходимые для осуществления обучения в очно-заочной форме:
- календарный учебный график;
- режим пребывания;
- формы промежуточной аттестации обучающихся, формы контроля;
- учебный план (индивидуальный учебный план);
- расписание учебных занятий, установив маркер использования дистанционных технологий и электронного обучения для заочных занятий;
- рабочие программы по каждому учебному предмету (курсу), входящему в учебный план, построенные на основе модульного принципа, для организации эффективной образовательной логистики и оценки результатов;
- электронные учебные материалы в библиотеке МЭШ и другие образовательные материалы, необходимые для использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, задания для самостоятельного выполнения и проведения промежуточной аттестации обучающихся.
6. Консультирует родителей, направивших заявление об организации обучения в очно-заочной форме:
- о регламенте использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- о разработанных в электронном журнале расписании аудиторных занятий и графике индивидуальных консультаций, порядке, формах, сроках проведения промежуточной аттестации обучающихся и возможности зачета образовательных результатов, полученных в других организациях;
- о возможностях независимой оценки качества образования в Центре независимой диагностики Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования»;
- о порядке действий в случае возникновения академической задолженности;
- о реализации права на изменение формы обучения (очной, очно-заочной, заочной).
7. Обеспечивает обучающихся, осваивающих образовательные программы в очно-заочной форме, учебниками и другими средствами обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, локальных актов образовательной организации, с учётом основной образовательной программы.
8. Сохраняет в электронном журнале МЭШ все сведения о результатах промежуточной аттестации и освоения образовательных программ.
9. На основе письменного заявления родителей организует промежуточную аттестацию с использованием возможностей Центра независимой диагностики Московского центра качества образования.
10. Осуществляет зачёт образовательных результатов обучающихся, освоенных в других учреждениях, в том числе по итогам освоения дополнительных образовательных программ, обучения в технопарках, спортивных секциях, кружках, профессиональных образовательных организациях и т.д.
11. Выдает обучающимся в очно-заочной форме аттестаты об основном и среднем общем образовании в соответствии с едиными требованиями нормативных документов к порядку заполнения, учета и выдачи аттестатов. Форма получения образования в аттестатах и приложениях к ним не указывается.
12. В случае неликвидации в установленные сроки академической задолженности переводит обучающихся с очно-заочной на очную форму обучения по письменному заявлению родителей (законных представителей).
Приложение 1
Нормативные документы, регламентирующие условия организации обучения по основным образовательным программам общего образования в очно-заочной форме
Статья 11.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Статья 17.
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Статья 28.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.
Статья 34.
Обучающимся предоставляются академические права на:
выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Статья 63.
4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
Пункт 5 «При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;
организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории».
Пункт 10.5 «Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3».
Таблица 3
Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся
Классы |
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка |
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности |
|
при 6-ти дневной неделе, не более |
при 5-ти дневной неделе, не более |
Независимо от продолжительности учебной недели, не более |
|
1 |
- |
21 |
10 |
2 - 4 |
26 |
23 |
10 |
5 |
32 |
29 |
10 |
6 |
33 |
30 |
10 |
7 |
35 |
32 |
10 |
8 - 9 |
36 |
33 |
10 |
10 - 11 |
37 |
34 |
10 |
Примечание: Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. ** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. |
Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий увеличивается не более чем на один год.
«Начальное общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме), вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования».
«Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Пункт 2 «стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения».
Основное общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме), вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Пункт 6 утвержденных правил: «образовательная организация обновляет сведения, указанные в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, не позднее 10 рабочих дней после их изменений».
В пунктах 3 – 5 содержится указание на сведения «о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».