Очно-заочная форма обучения

Алгоритм организации обучения по основным образовательным программам общего образования в очно-заочной форме
(обзор нормативных документов)

Образовательные организации реализуют очно-заочную форму обучения в соответствии с требованиями нормативных документов (приложение 1):

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  3. Приказы Минобрнауки России об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования (№ 373 от 06.10.2009, № 1897 от 17.12.2010, № 413 от 17.03.2012);
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.02.2014 № 115 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»;

7. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

Для реализации очно-заочной формы обучения по основным образовательным программам общего образования образовательная организация:

1. Разрабатывает и утверждает локальные нормативные акты (или вносит дополнения в существующие акты) по следующим вопросам:

- организация обучения в очно-заочной форме на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и санитарно-эпидемиологических требований;

- реализация текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в очно-заочной форме, участие в независимой диагностике качества образования с использованием ресурса Центра независимой диагностики Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования»;

- зачет образовательных результатов, полученных в других организациях;

- выбор и изменение формы обучения (очной, очно-заочной, заочной);

- использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на основе ресурсов Московской электронной школы (далее – МЭШ);

- разработка и реализация индивидуальных учебных планов;

- количество занятий и консультаций, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися в очно-заочной форме;

- условия ликвидации академической задолженности обучающихся.

2. Размещает локальные акты, регламентирующие реализацию обучения в очно-заочной форме, на официальном сайте для ознакомления родителей (законных представителей) обучающихся.

3. Принимает письменные заявления родителей обучающихся об организации обучения в очно-заочной форме.

4. Проводит инструктаж педагогов и управленческой команды о выполнении требований федеральных государственных образовательных стандартов и локальных нормативных актов при реализации очно-заочной формы обучения.

5. Создает в электронном журнале МЭШ необходимые для осуществления обучения в очно-заочной форме:

- календарный учебный график;

- режим пребывания;

- формы промежуточной аттестации обучающихся, формы контроля;

- учебный план (индивидуальный учебный план);

- расписание учебных занятий, установив маркер использования дистанционных технологий и электронного обучения для заочных занятий;

- рабочие программы по каждому учебному предмету (курсу), входящему в учебный план, построенные на основе модульного принципа, для организации эффективной образовательной логистики и оценки результатов;

- электронные учебные материалы в библиотеке МЭШ и другие образовательные материалы, необходимые для использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, задания для самостоятельного выполнения и проведения промежуточной аттестации обучающихся.

6. Консультирует родителей, направивших заявление об организации обучения в очно-заочной форме:

- о регламенте использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

- о разработанных в электронном журнале расписании аудиторных занятий и графике индивидуальных консультаций, порядке, формах, сроках проведения промежуточной аттестации обучающихся и возможности зачета образовательных результатов, полученных в других организациях;

- о возможностях независимой оценки качества образования в Центре независимой диагностики Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования»;

- о порядке действий в случае возникновения академической задолженности;

- о реализации права на изменение формы обучения (очной, очно-заочной, заочной).

7. Обеспечивает обучающихся, осваивающих образовательные программы в очно-заочной форме, учебниками и другими средствами обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, локальных актов образовательной организации, с учётом основной образовательной программы.

8. Сохраняет в электронном журнале МЭШ все сведения о результатах промежуточной аттестации и освоения образовательных программ.

9. На основе письменного заявления родителей организует промежуточную аттестацию с использованием возможностей Центра независимой диагностики Московского центра качества образования.

10. Осуществляет зачёт образовательных результатов обучающихся, освоенных в других учреждениях, в том числе по итогам освоения дополнительных образовательных программ, обучения в технопарках, спортивных секциях, кружках, профессиональных образовательных организациях и т.д.

11. Выдает обучающимся в очно-заочной форме аттестаты об основном и среднем общем образовании в соответствии с едиными требованиями нормативных документов к порядку заполнения, учета и выдачи аттестатов. Форма получения образования в аттестатах и приложениях к ним не указывается.

12. В случае неликвидации в установленные сроки академической задолженности переводит обучающихся с очно-заочной на очную форму обучения по письменному заявлению родителей (законных представителей).

Приложение 1

Нормативные документы, регламентирующие условия организации обучения по основным образовательным программам общего образования в очно-заочной форме

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 11.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Статья 17.

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Статья 28.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

Статья 34.

Обучающимся предоставляются академические права на:

выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Статья 63.

4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

  1. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Пункт 5 «При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;

организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории».

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Пункт 10.5 «Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3».

Таблица 3

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

Классы

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка
(в академических часах)*

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности
(в академических часах)**

при 6-ти дневной неделе, не более

при 5-ти дневной неделе, не более

Независимо от продолжительности учебной недели, не более

1

-

21

10

2 - 4

26

23

10

5

32

29

10

6

33

30

10

7

35

32

10

8 - 9

36

33

10

10 - 11

37

34

10

Примечание:

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.03.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий увеличивается не более чем на один год.

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

«Начальное общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме), вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования».

«Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Пункт 2 «стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения».

Основное общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме), вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

  1. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

Пункт 6 утвержденных правил: «образовательная организация обновляет сведения, указанные в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, не позднее 10 рабочих дней после их изменений».

В пунктах 3 – 5 содержится указание на сведения «о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».